О
родительском участии.
Нет слов - без родителей не было бы и детей, которые занимаются бальными
танцами. Важно понимать степень участия тренеров и родителей в процессе
воспитания. Тренер воспитывает в ребенке спортсмена и его приемы и методы не
могут не вовлечь в этот процесс и личность в ребенке. Родитель же воспитывает в
ребенке личность, выбрав для него спортивный танец как средство становления или
вид деятельности, тем самым заложив в этот процесс долю своего участия. Ни тот,
ни другой не может отрицать, что частично родители воспитывают в ребенке
спортсмена, и частично тренер воспитывает в ребенке личность. Важно определить
грань, где родитель не становится тренером, а тренер - родителем. У каждого из
них есть свои права, своя сфера влияния на ребенка, свой уровень компетенции.
Когда два взрослых человека начинают выяснять отношения в том, кто лучше может
видеть танцевальную карьеру ребенка - речь идет уже не об интересах ребенка, а
о собственных амбициях этих двух взрослых людей.
Стопроцентно: нет идеальных родителей и идеальных тренеров, каждый может
совершать ошибки. В процессе работы тренера выясняется, что с той или иной
информацией ребенок не справляется в силу особенностей поведения его родителей,
не заложивших в нем тех или иных навыков для эффективной работы, как то:
вдумчивости, внимательности, упорства, реалистичной самооценки и других. И если
тренер в такой ситуации заявит родителю, что он плохо воспитывает ребенка и
начнет его учить воспитывать - можно предположить, какова будет реакция родителя.
И точно так же и родитель может заметить, что тренер допускает ошибки, излишне
агрессивно (например) реагируя на ребенка и т.д. Да, родитель волен сказать
этому тренеру: "Вы меня не устраиваете" и найти другого, но не волен
учить его, как тренировать детей, поскольку это сфера не его компетенции.
На практике приходится сталкиваться с тем, что есть родители, которые считают
своим долгом, присутствуя на индивидуальном занятии, сделать замечание своему и
ребенку, и что еще хуже - партнеру своего ребенка. Тренер в этой ситуации
чувствует себя лишним.
Участие родителей, таким образом, начинается там, где заканчивается участие
тренера, и эти два влияния не должны пересекаться. Тренер не должен внушать
ребенку, когда и как ребенок должен здороваться и в какой руке держать вилку,
заставлять его делать уроки для того, чтобы родители пускали его на танцы,
родитель не должен делать ребенку замечания по его танцу. Оба они должны
уважать знания и педагогические права друг друга.
Когда родители берут на себя слишком много участия в танцевальной жизни
ребенка, они нарушают его психологический баланс. В самом тренировочном
процессе довольно большая доля стресса и ребенку приходится трудно, когда
родители вместо того, чтобы поддержать ребенка в его старании, критикуют и
требуют от него большего, удваивая на него давление со стороны взрослых,
желающих видеть в нем чемпиона. Таким образом, усиливается значимость его
результата для него самого, и в его психике складывается представление о том,
что без танцев, без побед, он - никто, он неинтересен, не хорош, не любим.
Отсюда и тухнет свет в глазах детей - они видят, что они недостаточно хороши
для того, чтобы суперклассно танцевать, для того, чтобы их не критиковали и
перестают верить в себя. Многого ли сможет добиться в жизни человек, который не
верит в то, что он чего-то добьется? Даже самого талантливого будет подкашивать
страх не сделать того, чего от него ждут.
Часто то, что родители принимают за проблемы в танцевании своих детей, является
не проблемой ребенка, а проблемой родителя, желающего большего.
Поэтому, уважаемые родители, любите и уважайте своих детей, будьте им
поддержкой и опорой, самым внимательным, интересующимся его жизнью, надежным
человеком, а все остальное сделает тренер.